Не инстинктом единым

“Kihot.info” – портал о животных.

Статьи. Аквариумное детоводство: не инстинктом единым.

Разведение аквариумных рыбок – нелегкое дело. Тем неменее, даже аквариумисту-новичку вполне по силам создать условия
для нерестанекоторых неприхотливых цихлид.
И уж тут будет за чем наблюдать!

На фото вверху счастливый отец-герой. Даже те, кто не признает за рыбами эмоций иотрицают то, что их физиономии могут хоть что-то выражать, должны признать, что вданном случае самодовольное прекраснодушие на “лице” этого великолепногоэкземпляра хромиса-красавца нельзя не заметить. И в самом деле, гордиться ему естьчем: вы только посмотрите:

Моя икра – моё богатство! Но жизнь – серьезная штука, и мало завоевать сердцетакой писаной красавицы как эта самочка, надо еще свое хозяйство успешно охранять.А отбиваться есть от кого. Ведь нерест произошел прямо в общем аквариуме, вкотором у нас в “Живом Уголке” содержались различные цихлиды – остатки отразных давно распроданных партий. Рыбки подросли и стали думать о продолжениирода.

Вот в такой непростой обстановке эти рыбы пытались вывести потомство, да и нетолько они одни. Пара чернополосых цихлазом отвоевала себе отличный горшок идетей выращивают там. Но об этом я расскажу чуть позже, а сейчас перечислю, ктоеще здесь живет. Всего в аквариуме на 215 литров жило 4 шестисантиметровыхастронотуса, десяток акар порталегренсис, штук 10 чернополосых цихлазом,пяток хромисов, несколько цихлазом биоцеллятум, пара геофагусов – вот компаниякакая. Все они отлично себя чувствовали и никто никого особо не обижал, тактолько, легкими тычками обменивались, но для цихлид это нормально.
Наши хромисы отвоевали себе угол аквариума и гнали оттуда всех прочь. Только вотбеда – уж очень увлекались они этим делом. Азартно преследовали противника ислучалось, что оба родителя отлучались надолго. Надолго – это значит на минуткудругую. Но и этого достаточно – ведь враг не дремлет! О залежах вкуснейшей икрыпронюхали самки чернополосых цихлазом. Им не хватило самцов и, следовательно,собственными детьми они пока не обзавелись, а занялись разбоем. Вот она из них:

Нельзя отрицать, что от всего ее вида веет деловитой воровской решимостью. Чегостоит один только хитроватый чуть косящий взгляд. Такая добьется своего.И действительно, на рожон она не лезла, но регулярно дожидалась удобного моментаи успевала съесть десяток-другой икринок, пока родителей дома не было

Да если бы воровка была одна. Присмотритесь к полоскам. Это уже другая рыбка.Пока хромисы прогоняют одну, на “дело” идет другая. В общем, за два дня от кладкиничего не осталось. Кстати, для хромисов это довольно типичная ситуация.Как правило, в общем аквариуме они не могут сберечь икру. Хотите маленькиххромисят – откачайте икру шлангом из аквариума в другую емкость. Если в нейбудут созданы подходящие условия (достаточная, но не чрезмерная аэрация, истабильная температура – около 26-27°С), то икра разовьется и без родительскогоухода

Чернополосые цихлазомы (самец в этой паре – представитель золотой формы этой рыбки)оказались куда хитрее и хозяйственнее хромисов. О них я уже писал ранее, а здесьприведу интересные фото и немного анимации, иллюстрирующие разумность ихповедения.

Сравните выражения “лиц” у цихлазом-разбойниц и у этой цихлазомы-мамы. Не правдали разница очевидна. Смотрит она на своих детей с нежностью. Так что, есть ли урыб эмоции, нет ли и разумны ли они – ученые могут спорить сколько угодно. А мыпосмотрим на фотографии и гиф-анимашки и выводы сделаем сами.

Вот так они охраняли свой выводок. Более сильный папа загораживает вход в горшок.Более хозяйственная и аккуратная мама пестует детей. И при этом не забываетподсматривать в дырку: не заходит ли враг с тыла?


Умеют ли рыбы разговаривать? Это пока открытый вопрос. Но судите сами: в дырку-тосмотрела самка и врага (это хромис справа сзади горшка) видела именно она, а ватаку бросился самец. Интересно, что на акару порталегренсис, неожиданновозникшую слева, он не обратил внимания. В дырку было видно только хромиса, ион знал кого искать, выскочив из-за угла! Он бросился именно на него! Не берусь,однако, ничего утверждать, может быть это простое совпадение?

Самец уплыл, а самка сразу же заняла его пост. По прежнему в горшок никто чужойне заплывет. Но вот какая проблема: некоторые непоседливые мальки постояннооказываются на самом краю горшка и регулярно сваливаются вниз

Их приходиться бережно и нежно собирать.
Да еще некоторые неразумные детизабиваются под стенку
горшка, поэтому дно осматривается очень-очень тщательно

Рыбка берет найденных мальков в рот, и очень аккуратно,
не смыкая челюстей,несет их обратно

Малёчка самочка аккуратно сплевывает на стенку горшка, а затем спешитпосмотреть в дырку, как там дела, успешно ли воюет самец, вдруг надо срочноплыть помогать?


В движении это выглядит так.Чем же все закончилось? Рыбки вывели мальков, еще около недели успешно “выпасали”их, водя у дна аквариума за собой. Потом дети расплылись по всему аквариуму, итут уж каждый стал сам за себя. В этом случае никто не выжил – уж больно малобыло в аквариуме укрытий. Хотя иной раз, если малькам есть куда прятаться штук15-20 юных цихлазом успевают вырасти до таких размеров, при которых гоняться заними, как за пищевыми объектами, другие рыбы перестают. Тут уж жить им становитсягораздо легче и через полгода уже сами они начинают размножаться.

В.В.Ковалев,фотографии автора, рыбки плодятся “Живом Уголке”.

Что такое инстинкты и есть ли они у нас

О том, что же такое инстинкт и для чего он вообще нужен, вот уже сотни лет спорят ученые всех мастей, ломая копья в дебатах. «Нож» пытается разобраться, к чему в итоге пришла наука после кропотливых исследований генетических программ живых существ.

Пожалуй, каждый хотя бы раз, виртуозно изогнувшись, избегал падения на льду или выбирал нужный ответ, следуя «шестому чувству». Ошибочно мы говорим, что действовали «инстинктивно», но на самом деле каждое наше неосознанное решение — это результат работы интеллекта, а точнее — опыта, накопленного за долгие-долгие годы. Мозг человека способен принимать решения настолько быстро, что нам кажется, будто они продукт эволюции, длившейся тысячи лет, и наше тело само «знает», что ему делать.

Люди часто путают инстинкты с желаниями, автоматическими действиями или рефлексами.

А между тем именно инстинкты для миллионов животных — единственная программа, обеспечивающая выживание.

Инстинкт возникает, когда необходимо удовлетворить потребность в чем-то, и желательно с минимальными затратами на принятие решений. Для этого животному нужен генетически (или эпигенетически) закрепленный, четкий и фиксированный комплекс действий и некий сигнал, который его запустит.

Инстинкт не всегда выглядит логично, но представителю фауны знать об этом ни к чему.

Например, пауки плетут кокон из паутины для продолжения рода строго определенным образом: дно, затем стенки, после чего насекомое откладывает яйца и накрывает их крышкой. Если командировать такого умельца в другое место, когда он уже смастерил основание, паук, следуя инстинкту, возобновит работы с того этапа, на котором остановился. Гибель потомства (а из кокона без дна яйца выпадут почти сразу) его не смущает — главное, он закончил то, что было предначертано инстинктом.

Беспозвоночные вообще не любят думать — они доверяют готовой программе, и выходит у них здорово. Пчелы без обучения строят соты так, чтобы в них умещалось как можно больше меда при меньших затратах воска. Кроме того, они инстинктивно находят мед и инстинктивно же передают эту информацию соседям по улью.

Их более позвоночные собратья такими умениями уже не обладают: собаки и кошки могут инстинктивно погнаться за движущимся предметом, но только погнаться, а вот схватить и съесть — это уже не инстинкт, а результат обучения.

Сложнее ли мы, чем пауки?

Приматы и особенно человек пошли в развитии еще дальше и окончательно растеряли остатки инстинктов. Наше поведение очень сложно, а ум — более гибок, поэтому нам не нужна четкая программа, и мы можем выбрать из нескольких решений самое легкое и подходящее. Спасибо стоит сказать высокоразвитой лобной доле головного мозга, где находятся центры управления поведением и приобретения навыков. Благодаря ей мы можем удовлетворять наши потребности так, как того требует ситуация, а не идти по прямым рельсам, проложенным далекими предками.

Оппоненты возражают: без инстинктов все люди давно бы вымерли — взять хотя бы способность младенцев громко и долго плакать или чихать из-за пушинки в носу! Однако это всего лишь рефлекс — очень простой (или чуточку усложненный) сигнал организма на раздражение. В общем виде схема выглядит так: рецептор — нейроны — исполнитель (например, мышца). Рецептор на руке, или в глазу, или на поверхности кожи фиксирует какое-то раздражение, но мы ничего не можем с этим поделать. Зато наши чувствительные нейроны срочно передают сигналы в спинной мозг, где уже и «зреют» простые, но эффективные решения: отпрыгнуть от пламени или заплакать, вымывая соринку из глаза.. Всё просто и быстро, вопрос — ответ. Рефлексов у людей немало: с какими-то мы уже появляемся на свет (у новорожденных таких полно, но по мере взросления многие из них угасают), другие получаем в процессе обучения и накопления опыта.

Так что если услышите про чей-то небывало развитый «инстинкт самосохранения», знайте, что, скорее всего, у этого человека просто отлично работает рефлекторная дуга, а такого «инстинкта» у людей нет.

Точнее, нет его ни у одного животного в мире. «Инстинкт самосохранения» — это собирательный образ множества действий, которые совершают представители фауны для выживания. К нему можно отнести и способность к длительным сезонным перелетам у птиц, и рефлекторное отдергивание руки от горячего предмета.

Как птицы находят дорогу на юг?

Кстати о пернатых. Перелетные птицы два раза в год совершают нечто поистине грандиозное, если не сказать невозможное, и речь не только о преодолении огромных расстояний, но и о выборе направления миграции. Они используют множество источников информации: это и положение солнца и звезд, и кое-какие наземные ориентиры, и магнитное поле планеты.

Кажется, вот он — истинный инстинкт: еще ни разу не побывав в месте зимовки, птица чувствует потребность лететь именно туда. Но на самом деле молодые особи не сразу понимают, куда им нужно держать путь, и только со временем постигают премудрую науку навигации. Правда, как это происходит, до сих пор остается загадкой. У некоторых видов юнцы просто следуют за своей стаей, изучая маршрут, а у других, видимо, способность выбирать нужное направление заложена генетически (если скрестить птиц с разными типами миграции, потомство может и заблудиться).

Так что инстинкт инстинктом, но всё же и ему нужно учиться. А вот потребность к перелету совершенно точно проявляется инстинктивно: при изменении длительности светового дня в организме птиц запускаются физиологические изменения, которые побуждают их готовиться к миграции, а затем и лететь.

Половой инстинкт или желание?

Как мы выяснили, инстинкт часто путают с желаниями и потребностями — особенно когда речь заходит о половом влечении. Казалось бы, так легко отдаться зову природы, прикрываясь великой целью размножения, и оставить повсюду свои гены. И всё же «основной инстинкт» не более чем простое желание человека получить удовольствие (в конце концов, почти каждый из нас сначала открывает для себя мастурбацию, а уже потом — секс с партнером).

Читайте также:  Как и зачем получили генетически модифицированных рыб?

Если бы потребность в соитии действительно была инстинктивной, то все люди на Земле занимались бы этим абсолютно одинаково и, более того, существовал бы единый сигнал готовности обеих сторон (возможно, жить стало бы и легче).

Млекопитающие опять расплачиваются за большой мозг — и даже сексу им приходится учиться. Животные, выросшие в неволе, часто никак не воспринимают «знаки внимания» от потенциальных партнеров, а их попытки физического сближения расценивают как агрессию и насилие. Разнополые макаки, выращенные вне стаи, скорее всего, начнут ухаживать друг за другом (классическая программа — взаимный груминг и обнимашки), но вряд ли поймут, как и зачем заниматься сексом. А если и поймут, то самку ждет следующее испытание — рождение детеныша и высокая вероятность его ранней смерти, ведь у млекопитающих нет инстинктов.

Материнский инстинкт — выдумка?

Нет у людей (и вообще у представителей нашего отряда) и материнского инстинкта. Конечно, еще во время вынашивания и после рождения детеныша тело каждой женской особи подвергается сильным изменениям. Постепенное повышение уровня гормонов, от хорионического гонадотропина на первых порах до пролактина под конец, может прямо или опосредованно влиять на гипофиз и гипоталамус, меняя поведение: животное становится более стрессоустойчивым, растет доверие к окружающим, обостряется желание создавать «гнездо» и заботиться о ком-либо. Тем не менее это не обязательная программа, так что перечисленные ощущения у беременных могут проявляться с разной силой или отсутствовать вовсе.

И даже роды не делают самку (или женщину, если говорить о людях) матерью: у млекопитающих забота о детеныше — это приобретенное поведение.

От биологических факторов (гормоны) оно зависит в той же мере, что и от социальных, — например, огромное значение имеет пример собственной матери. Нередки случаи, когда молодые самки орангутанов, рано осиротев, так и не начинали заботиться о детеныше (в зоопарках в подобных ситуациях малышам ищут приемную маму).

Материнский инстинкт, который якобы спит в каждой женщине, вероятно, пропал еще задолго до появления млекопитающих.

А вот у земноводных он встречается. У гладких лягушек-гвардейцев, правда, о головастиках заботится самец, так что инстинкт, скорее, отцовский, зато суринамская пипа воспитывает детей, буквально жертвуя собственной спиной. Птицы готовы кормить чужих птенцов, игнорируя своих отпрысков, лишь бы те шире открывали клюв. Заканчивается это порой плачевно: потомство гибнет, а подкидыш (не только кукушки, но также и скворцы, и ткачики) вырастает и улетает прочь, но противостоять материнскому инстинкту при всём своем желании птица не может. Пожалуй, и хорошо, что у нас его нет.

Люди совсем лишены инстинктов?

Долгое время ученые говорили, что у нас есть только один настоящий инстинкт: при неожиданной встрече с вызывающим симпатию человеком представители разных культур одинаково на ⅙ секунды приподнимали брови. Более того, так же поступали и слепые от рождения дети при звуке знакомого им и приятного голоса.

Но в 2017 году вышла статья, авторы которой заявляют, что, судя по всему, страх перед пауками и змеями без зазрения совести тоже можно назвать инстинктивным. Проверяли это на невинных младенцах, которые еще ни разу не сталкивались с теми и другими животными: детям показывали ряд изображений (цветы и пауки, змеи и рыбы), похожих по цвету и форме. И оказалось, что при рассматривании «опасных» картинок зрачки расширялись сильнее. Это говорит о запуске норадреналиновой системы, которая активизируется в ответ на пугающий стимул.

Исследователи решили, что страх перед опасными животными может быть заложен в нас на генетическом уровне.

Древнему человеку было выгоднее испугаться и сразу убежать от потенциально ядовитого животного. Это знание каким-то образом укоренилось и, по-видимому, сохранилось до наших дней. Так что недаром арахно- и офиофобия (боязнь пауков и змей соответственно) постоянно входят в список самых распространенных страхов человечества.

Конечно, хочется иногда оправдать поведение, сославшись на зов природы или списав всё на биологическое наследие, но не стоит забывать: многие тысячи лет человека формировал социум, мы стали такими, какие есть, благодаря постоянному обучению и мышлению. Всё это помогло нам выжить и начать доминировать в мире. Инстинкты у человека пропали уже давным-давно, и, даже если кажется, что вот этот-то поступок точно продиктован природой, — нет, просто у кого-то проблемы с самоконтролем.

Scisne ?

Главная ≫ Форум ≫ Этология, психология ≫ Есть ли инстинкты у человека?

Есть ли инстинкты у человека?

Сообщения: 5
# 2 Июл 2016 19:41:16
SE

Недавно была опубликована статья «Есть ли инстинкты у человека?» за авторством Екатерины Виноградовой, доцента кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии биологического факультета СПбГУ, координатора сообщества «Учёные против лженауки».

Статья интересная, познавательная и актуальная. Как пишет автор во вступлении:

Нельзя не согласиться, что важно задумываться, разбираться и отдавать себе отчет в том, что означают привычные термины. Однако, как мне кажется, вывод получился излишне категоричным.

Итак, исходя из определения и структуры инстинкта, которые мы только что рассмотрели, можем теперь предположить, что у человека — существа, по развитию стоящего гораздо выше кошачьих, инстинктов в классическом представлении нет.

[Хотя, по правде сказать, у человека всё же есть один-единственный инстинкт, который был обнаружен Ирениусом Эйбл-Эйбесфельдтом [10], учеником К. Лоренца. Встречая симпатичного нам человека, мы не только улыбаемся, раздвигая губы, ещё у нас непроизвольно приподнимаются брови. Это движение, которое длится 1/6 секунды, Эйбл-Эйбесфельдт зафиксировал на киноплёнку у людей разных рас. Самую большую часть своих исследований он провёл в диких уголках планеты, среди племён, которые не знают не только телевизора, но и радио, и с соседями имеют контакты редкие и поверхностные. Таким образом, поднимание бровей не могло сформироваться в результате имитационного обучения. Главным же аргументом явилось поведение детей, слепых от рождения. У них тоже голос симпатичного им человека вызывает подъём бровей, и на те же 150 миллисекунд.]

Если выражения типа «инстинкт самосохранения» некорректны, чем тогда является «автоматическое» отдёргивание руки от горячей плиты или огня? У человека есть врождённая потребность самосохранения, но не инстинкт, поскольку нет соответствующего ФКД — врождённой программы двигательной активности, которая удовлетворяла бы эту потребность. Уколовшись или обжёгшись, мы отдёргиваем руку — но это не инстинкт, а всего лишь рефлекс (безусловный) на болевое раздражение. Вообще, у нас масса защитных безусловных рефлексов, например, мигательный рефлекс, кашель, чихание, рвота. Но это простейшие стандартные рефлексы. Все прочие угрозы целостности организма вызывают только те реакции, которые мы приобретаем в процессе обучения.

«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения — все они некорректны применительно к человеку. И не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности (Птрб), но нет ни врождённой программы их удовлетворения, ни ключевого стимула (КС), ни фиксированного комплекса действий (ФКД).

Ещё не забыли формулу Инстинкта, уважаемый читатель?

И = Птрб + КС + ФКД.

Таким образом, у человека инстинктов в строгом понимании нет, и именно это делает наше поведение пластичным. Однако отсутствие жёстких врождённых программ не отменяет тот факт, что мы существа биосоциальные; и существуют чисто биологические факторы, которые определяют многие аспекты нашего поведения.

Дело в том, что вопрос о наличии инстинктов у высших животных — это вопрос терминологии, соглашения. Из этого же ряда вопросы о том, с какого уровня развития считать существо живым, считать ли живыми вирусы, с какого уровня развития у животных есть сознание и т.д. Во всех этих вопросах различия не качественные, а количественные.

В статье говорится, что у человека нет инстинктов, потому что нет врожденного и фиксированного комплекса действий.

А что значит фиксированного? Даже самый примитивный комплекс действий обладает некоторой гибкостью, условностью, вариативностью. Например, так называемая аппенентная стадия может быть очень разнообразной и включать в себя другие инстинктивные подпрограммы. Птенец может по-разному преодолевать препятствия при движении к матери. Если птенца, скажем, повернуть боком или вверх ногами и зафиксировать — он адаптируется к питанию в таком положении. Если по время кормления случится угроза нападения — кормление временно будет прервано, а зачем продолжено и т.д.

По поводу врожденности. Тут сам автор отмечает, что даже самые примитивные врожденные инстинкты проявляются не сразу, а требуют тренировки, закрепления, обучения.

Конечно, у разных животных соотношение врожденного и приобретенного различные, но обе составляющие есть всегда.

Так что различие лишь в сложности программ поведения, поэтому четкой границы провести нельзя. А если смотреть на интеллект с точки зрения кибернетики как на инструмент достижения целей, то граница становится совсем размытой.

Не инстинктом единым

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 212
  • КНИГИ 592 900
  • СЕРИИ 22 143
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 553 130

я. л. коломинский

Рецензент доктор психологических наук А. А. Леонтьев

Коломинский Я. Л.

К61 Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.— 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1986.—223 с: ил.

Я- Л. Коломинский — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и детской психологии Минского пединститута им. А. М. Горького — является автором ряда научных и научно-популярных книг («Психология взаимоотношений в малых группах», «Психология детского коллектива», «Человек среди людей», «Беседы о тайнах психики», «Познай самого себя»-и др.). многие из которых переведены на иностранные языки и языки народов СССР. В книге «Человек: психология», адресованной старшим школьникам, Я. Л. Коломинский знакомит читателей с основами современной науки психологии, показывает ее место в системе других наук о человеке, рассказывает о методах изучения человека.

Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и воображение). внимание,’ общение личности, ее особенности — вот вопросы, затрагиваемые в книге, которая может служить пособием для проведения факультативных занятий по психологии.

Первое издание книги «Человек: психология» удостоено Бронзовой медали ВДНХ СССР и Диплома II степени Всесоюзного конкурса научно-популярных книг общества «Знание».

„, 4306020000—307 „„„ „ ББК 88

© Издательство «Просвещение», 1980. © Издательство «Просвещение», 1986, с изменениями

Эта книга призвана не только познакомить старшеклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя с тем, чтобы сознательно подходить к определению своего дальнейшего жизненного пути.

Мне всегда казалось несправедливым, что у старшеклассников нет книги, которая рассказывала бы о внутреннем мире человека, а в школьных расписаниях отсутствует соответствующий учебный предмет. Нельзя сказать, что человека совсем не изучают в школе. На уроках литературы анализируют особенности внутреннего мира героев классических произведений, на уроках языка изучают законы этого важнейшего средства человеческого мышления и общения, на уроках истории повествуется о героических и трагических периодах жизни людей, об их подвигах и заблуждениях. На обложке одного из учебников большими буквами напечатано «ЧЕЛОВЕК», а чуть пониже, маленькими, уточнение «анатомия, физиология и гигиена». И все-таки чего-то не хватает. Не изу- • чается внутреннее «устройство» самого главного в человеке — его психики.

Мы надеемся, что книга, которую вы сегодня открыли, в какой-то мере заполнит этот пробел и поможет вам войти в увлекательный и прекрасный мир психологической науки. Вы узнаете, как изучается психика человека, какие законы управляют ощущениями и восприятием, памятью и творческой мыслительной деятельностью. Специальные разделы книги посвящены истории развития психики, потребностям и способностям, характеру и темпераменту человека.

Как работать с книгой? Признаюсь, мне хотелось бы ответить предельно кратко: с удовольствием. Если бы мне, когда я был в вашем возрасте, попала в руки подобная книга, я бы, прежде всего, прочитал ее всю сразу, залпом. Может быть, и вам поступить так же? Ведь психология —• не совсем обычный предмет: тех знаний, которые почерпнуты, так сказать, из жизни, достаточно, чтобы прочесть эту книгу и получить целостное представление о психике. А дальше пойдет внимательное чтение каждой главы. При этом автор рассчитывает на тесное сотрудничество с вами, дорогие читатели. Ведь теперь, когда вы занялись психологией, уже нельзя (просто не получится!) по-старому читать книги и смотреть кино, анализировать свои переживания и поступки, а также поведение других людей. Скоро вы заметите, что у вас появилась как бы новая точка зрения, новая, чуточку исследова-

тельская позиция. При изучении психологии самый верный наш союзник — художественная литература. Все великие, да и просто хорошие, настоящие писатели — психологи. Правда, говорят они о внутреннем мире человека по-своему, образным языком искусства.

В специальном разделе книги, который я назвал «Клуб «Три С», вас ждут вопросы, задания, конкурсы. Они помогут членам клуба, а в их число приглашаются все читатели, осуществить его программу, солопроверку, самопознание и самовоспитание. Ответы только для самопроверки! Таков девиз любознательных и настойчивых.

При чтении обращайте внимание на экран дисплея, сопровождающий некоторые участки текста. Если на дисплее изображена книга, то это значит, что в тексте рассказывается о ней; если восклицательный знак, то вам предлагается повторить или поставить опыт; если вместе с восклицательным стоит вопросительный знак, то вам предлагается задание; если стоит только вопросительный знак, то желательно не торопясь обдумать проблему или тему для

Если, познавая психологию, вы научитесь лучше управлять собой, разбираться в собственных переживаниях и внутреннем мире других, если эта книга поможет вам в учении, труде и жизни среди людей, наша общая цель — тех, кто работал над. ее созданием, и тех, кто ее читал,— достигнута.

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Для человека нет ничего более интересного, чем люди.

Что изучает психология? Все науки можно условно разделить на две большие группы. В одной группе окажутся точные науки, такие, как математика, физика, химия; в другой — гуманитарные: языкознание, история, литературоведение и т. д. Это науки о человеке. Кстати, само название произошло от латинского обозначения человека современного типа: Ното 5ар1епз.

Конечно, это деление в какой : то мере условно: точные и гуманитарные науки взаимно дополняют друг друга и помогают друг другу, но разница все же есть. Общую задачу гуманитарных наук очень точно сформулировали еще древние греки, написав на одном из своих храмов: «Познай самого себя». И человек познает. Познает собственную историю, происхождение, язык, нравы и обычаи, биологическую природу. В трудах многих поколений философов и историков, биологов и лингвистов, антропологов и этнографов человечество как бы создает коллективный автопортрет, который непрерывно совершенствуется и обогащается. Этот автопортрет был бы неполным и даже искаженным без тех штрихов, которые вносит в него одна из самых гуманитарных наук — психология.

Знаете ли вы психологию? На первый взгляд этот вопрос может показаться странным: такого предмета до сих пор не было в школьных расписаниях. Но не торопитесь с ответом. Лучший учитель психологии — сама жизнь, и ее уроки каждый неплохо усваивает еще до того, как прочитает первую книгу с рассказом об этой науке. Это знакомая незнакомка. Дело в том, что слово «психология» используют в нескольких разных значениях. Начнем с наиболее распространенного: оно обозначает сложный и в то же время необыкновенно близкий каждому человеку мир явлений его внутренней жизни. Не изучая еще специальной науки, мы с детства говорили: «я хочу», «я не хочу», «я думаю», «я чувствую», «я представляю»; мы рассужда-

ем о достоинствах и недостатках своей памяти и воли, способностей и характера, темперамента и ума.

Еще не использовано ни одного незнакомого слова, а уже перечислены многие разделы нашей науки. Характерная особенность психологии как. науки как раз та, что с ней человек знакомится задолго до систематического изучения. В практике живого общения люди постигают немало психологических законов. В каком-то смысле можно сказать, что каждый человекпсихолог. Именно каждый. Ведь без определенного запаса психологического опыта и знаний невозможно жить среди людей. Так, каждый из нас уже с детства умеет, например, «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, голосу, особенностям поведения, даже по ритму дыхания и цвету лица — эмоциональное состояние другого человека, и не только читать, но и учитывать его нюансы в своих целях. Ребенок очень рано начинает понимать, когда следует обратиться с просьбой, а когда удобнее отложить до лучших времен. Каждый из вас умеет различать настроение других людей, особенности их характера. Эту житейскую психологию, в которой отражаются психологические знания, накопленные задолго до появления специальной науки, мы усваиваем не только благодаря собственному опыту, но и из таких источников, как художественная литература, народные пословицы и поговорки, сказки и мифы, притчи и даже частушки. В них можно найти истоки почти всех психологических теорий и отраслей психологии. Вот, например, пословица из области психологии обучения: «Повторение — мать учения»; из области характерологии: «В тихом омуте черти водятся» (это предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). Интересно, что подобные психологические «аксиомы» интернациональны. Почти у всех народов можно найти аналогичные утверждения. Например, последнюю пословицу с французского можно было бы буквально перевести так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

Не инстинктом единым

И снова хочу поговорить о братьях наших меньших. Великий ученый физиолог И.С.Павлов доказал всему миру важнейшую роль инстинктов в жизни животных (а где-то и человека тоже). Нисколько не умаляя значения выводов великого ученого, хочу вспомнить случаи, когда животные, веками живущие рядом с человеком, проявляют не только инстинкты, но какой-то свой разум и хитрость. Думаю, что многие владельцы кошек и собак также могут вспомнить интересные случаи проявления ума домашними любимцами…

Однажды видела, как собака (обычная дворняжка) перебегала дорогу. Дойдя до края дороги, псина посмотрела сначала налево и, не увидев машин, перебежала до середины дороги, а там повернула голову направо, дождалась перерыва в движении машин, и только тогда побежала дальше. А ведь именно так полагается переходить дорогу пешеходам: смотреть сначала налево, а с середины дороги – направо. Дай бог всем людям так разумно переходить через проезжую часть…

Про собак знаю еще одну историю. В одном большом частном дворе жили-были 2 собаки. В будке – немецкая овчарка Рекс, уже немолодой и умудренный собачьей жизнью пёс. А в дом хозяева принесли пушистый комочек – это была помесь пекинеса с неведомой мастью. Симпатягу с огромными черными глазами и приплюснутым носиком назвали Цезарем. Умному Рексу хозяин прямо к носу поднёс Цезарька и сказал: «Это – свой, не трогать!».
Кстати, когда в доме заводили котенка, то про него эти же слова Рексу говорил хозяин (самый уважаемый Рексом человек в доме). И Рекс, который, как и положено нормальному псу-охраннику, не допускал во двор ни одной чужой кошки (чего греха таить, бывало, даже ловил забредшую кошку и рвал её), своему котенку позволял даже есть из своей миски. Ну вот о каком инстинкте можно тут говорить? Только разум – собачий или…
И вот Цезарь вырос в небольшого лохматого пса, проявляя явный собачий характер: куда бы ни пошел, он облаивал всех встречных собак, даже таких, которые были намного крупнее него. До поры до времени это сходило ему «с лап», он обходился ободранным хвостом, порванными ушами или выдранными клочьями шерсти, но однажды случилась беда. На ту улицу въехали новые соседи, которые завели двух огромных псов бойцовской породы. Эти звери, натасканные на агрессивное нападение, не раз пугали даже людей, ходивших по улице.
А никого не боявшийся Цезарь по свой обычной привычке облаял и этих псов… Это кончилось трагедией, два огромных пса набросились на небольшого храбреца и стали на весу рвать его на части. На отчаянный визг Цезаря Рекс выбежал со своего двора и бросился на помощь. Ну чем не человеческий поступок? Увы, несмотря на то, что Рекс был довольно крупным, победить двух озверевших псов ему не удалось. Несчастный Цезарь погиб на месте, разорванный в клочья, а Рекс с почти оторванной лапой и страшными ранами на боках сумел еще приползти в свой двор, где его и нашли пришедшие с работы хозяева. Рекс, отважно бросившийся на защиту своего маленького друга, умер через несколько дней…Почему-то мне кажется, что Рекса на подвиг толкнул не инстинкт, а разум. Но если кто-то будет думать, что все-таки это было инстинктивное поведение героического пса, то пусть побольше будет среди нас людей, с такими вот «инстинктами»…

А моя знакомая кошка проявила свой разум и хитрость в такой ситуации: она появилась во дворе беременная, но было видно, что кошка домашняя, привыкшая к людям и доверявшая им. Как это обычно и бывает, она довольно быстро «приручила» меня. Я стала подкармливать её, а она очень быстро научилась открывать дверь или окно и заходить в комнату. Кошка она была чистенькая, аккуратная, ласковая, трехцветная (говорят, такие приносят счастье). Мне было жалко выгонять её, хотя и пугала перспектива: она могла мне принести котят. Но кошка, как и положено, окотилась где-то в неизвестном месте, потом перетащила своих пятерых котят в другое потайное место. А сама регулярно приходила ко мне подкормиться.
И вот однажды, когда её котята подросли, очевидно, поняв, что самой ей такую ораву не выкормить, кошка (я её назвала Нюшей) утром привела ко мне одного котенка. Он был черненький с белым галстучком и в белых носочках, такой прелестный! Конечно, я покормила и его, налив молочка и нарезав сосиску. Нюша тоже поела, а когда котенок, насытившись, мирно уснул в углу комнаты, Нюша, сама открыв дверь, вышла. А вскоре она привела второго котенка.
Было совершенно очевидным, что кошка рассуждала так: если здесь примут моего первого котенка, не выгонят, то можно привести и остальных. Так что к вечеру у меня в комнате оказалось все кошачье семейство в полном составе: мама-кошка и пятеро котят. Два из них были чисто черными, а трое – имели дополнение к основному черному окрасу в виде галстучков или манишек на груди, а на ножках – носочки или гольфики. Так что, когда котята подросли, таких красавцев мне удалось пристроить в добрые руки…
А когда Нюша собралась принести очередную «порцию» котят, то она уже не сомневалась, что это можно сделать у меня в комнате. Только для меня это было слишком проблематично, поэтому после того, как эти котята подросли, мне пришлось Нюшу отвезти в ветлечебницу и простерилизовать – вместе с другой кошечкой, которая тоже регулярно приносила котят. Так что я постаралась по возможности уменьшить количество бездомных котят. А уж Нюшу и вторую кошечку без котят я как-нибудь прокормлю…

К сожалению, с обезьянами – хозяйками наступившего 2016-го года, у меня общения не случилось. Единственное, что могу рассказать, это воспоминание о давнем рассказе знакомого судмедэксперта, которому однажды, лет 50 тому назад, довелось производить вскрытие человекообразной обезьяны (не помню точно, гориллы или орангутанга). Случилось это, когда в нашем городе гастролировал российский зоопарк, и в нем скоропостижно скончалась эта обезьяна. А поскольку такие обезьяны покупались за рубежом на валюту и очень дорого, необходимо было установить причину смерти животного и возможных виновников. Для установления причины смерти и производилось вскрытие трупа погибшей обезьяны.
Так вот, мой знакомый судмедэксперт говорил, что, даже, если бы он сомневался в верности теории происхождения видов Чарльза Дарвина, то после этого вскрытия у него никаких сомнений не осталось бы. Дело в том, что внутренности той обезьяны были точно такими же, как и у человека. И, если бы не кожа с шерстяным покровом, можно было бы подумать, что это лежит тело человека. Разве что размеры некоторых органов (сердца, печени) были несколько большими, чем обычно у человека. Но старый опытный судмедэксперт знал, что и у людей размеры внутренних органов бывают очень разными. Так, в его практике встречался случай, когда сердце умершего мужчины было в 2 с лишним раза больше, чем у других мужчин.
А причиной смерти той обезьяны был точно такой же инфаркт, как это бывает у людей. Так что непосредственных виновников её смерти, вроде бы, не было. Разве что, ветеринарный врач, обязанный следить за здоровьем животных. Но ведь обезьяна не могла ему пожаловаться на плохое самочувствие. Да к тому же инфаркт зачастую и у людей случается слишком внезапно…

Инстинкты

Инстинктом называют врожденную, строго постоянную специфическую для каждого вида организмов форму приспособительного поведения, побуждаемого основными биологическими потребностями особи и специфическими раздражителями внешней среды. Инстинкт, как и безусловный рефлекс, является врожденной передаваемой по наследству реакцией, но вместе с тем инстинкт значительно более сложный, и поэтому его называют деятельностью или поведением. Для обозначения инстинкта также используют понятия: «видоспецифичное поведение», «стереотипическое поведение», «врожденное поведение», «генетически запрограммированное поведение», «комплекс фиксированных действий» и др. Инстинкт, кроме того, отождествляют с понятием «драйв», что значит влечение, страсть. В отличие от безусловных рефлексов, которые могут осуществляться не только с участием ствола головного мозга, но и отдельными сегментами спинного мозга, для осуществления инстинктов необходимы высшие отделы головного мозга. Высокая видовая специфичность инстинктивного поведения часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями данного вида животных.

Инстинкт помогает животному существовать в окружающей его, мало изменяющейся среде. Инстинкты животных многообразны. Они всегда связаны с важными биологическими потребностями животного. Примерами их являются: половой инстинкт (например, токование у птиц, бои за самку), забота о потомстве (выкармливание личинок у муравьев, постройка гнезд, высиживание яиц и кормление птенцов у птиц), стадные инстинкты, побуждающие животных объединяться в стаи, стада, и т. д.

Человек также наделен врожденными задатками и инстинктами, иначе он не мог бы жить и развиваться. Однако все чисто человеческие качества приобретаются человеком в процессе обучения и воспитания. Воспитать человека значит, прежде всего, выработать способность подавлять и направлять инстинктивную деятельность в необходимое русло. Врожденное поведение человека играет несравненно меньшую роль в сравнении с приобретенным поведением. Кроме того, у людей врожденные импульсы подвергаются культурному вытеснению или корректировке в соответствии с требованиями социума. Вместе с тем следует учитывать, что в ряде случаев, когда контроль коры мозга за нижележащими, подкорковыми структурами ослабевает (например, в состоянии сна, опьянения, при действии наркотиков и т.д.), инстинктивная деятельность проявляется в яркой форме (например, в форме повышенной сексуальности, агрессивности и т.д.). Общепринятыми для человека считаются инстинкты самосохранения, продолжения рода, социальный, самосовершенствования. Австрийский этолог К. Лоренц добавляет к этому списку «инстинкт борьбы» – агрессию.

Инстинктивное поведение человека и животных имеет ряд характерных особенностей:

1) оно высоко адаптивно и не требует предварительного научения. Это создает явные преимущества для животных с коротким сроком жизни и для животных, лишенных родительской заботы;

2) инстинктивное поведение видотипично, т. е. одинаково проявляется у всех организмов данного вида при одинаковых внешних и внутренних условиях.

3) инстинктивные действия запрограммированы в генах и формируются в процессе индивидуального развития независимо от опыта животного или человека.

Современные исследователи считают, что у высших животных и человека инстинктивное поведение и научение не существуют в поведении сами по себе, а переплетаются в единый поведенческий акт.

Благодаря многочисленным исследованиям ученых-этологов К. Лоренца, У. Крэга, Ж. Фабра, Н. Тинбергена, Р. Шовена, Р. Хайнда, О. Менинга, Д. Дьюсбери и др. начали проясняться физиологические механизмы инстинктивного поведения.

К. Лоренцем была предложена теория, получившая название «концепции растормаживания». Согласно этой теории, в организме постоянно имеется готовность к осуществлению различных врожденных реакций, но внешнее проявление инстинктов блокируется, то есть подавляется процессами активного торможения, исходящими из центральной нервной системы. Каждому инстинкту соответствует своя энергия, действие которой подавляется до той поры, пока сигналы от знаковых стимулов не произведут растормаживание. Лоренц предположил, что в определенном участке мозга есть структура, названная им «разрешающим механизмом», на которую и действуют знаковые стимулы.

К. Лоренц и его последователь, голландский этолог Н. Тинберген выдвинули следующие положения теории инстинктивного поведения:

1) каждому инстинкту соответствует своя энергия;

2) регуляцию каждого инстинкта осуществляет определенный участок мозга – центр инстинкта;

3) центры инстинктов организованы по иерархическому принципу; «включение» более высокого центра ведет за собой автоматическое «включение» подчиненных центров;

4) «запуск» инстинктивных действий подавляется тормозными процессами;

5) растормаживание центров инстинктов происходит либо под действием сигнальных раздражителей (релизеров), либо самопроизвольно;

6) осуществление инстинктивных действий приводит к самоистощению данной активности на определенный срок;

7) величина порога чувствительности к релизерам данной инстинктивной активности обратно пропорциональна давности осуществления этой активности.

Для проявления инстинкта необходимы так называемые внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам проявления инстинкта относят гуморально-гормональные отклонения в организме от обычного физиологического уровня. Такие отклонения могут привести к выполнению организмом стереотипных инстинктивных действий. Так, введение лабораторным крысам половых гормонов вызывает у них гнездостроительную деятельность даже в отсутствие беременности.

В естественных условиях жизни организма для проявления инстинктов одних внутренних факторов недостаточно. Кроме них необходимы внешние факторы, так называемые ключевые, или пусковые, стимулы, или релизеры (разрешители). Очень часто при отсутствии ключевых стимулов, но при наличии соответствующей потребности организм приступает к активному поиску этих стимулов. Например, поиск партнера в период полового возбуждения, поиск птицей материала для построения гнезда и др. Таким образом, инстинктивное поведение реализуется в результате взаимосвязи внутренних и внешних факторов.

Согласно этологической концепции, специфическая активность внутренних факторов заблокирована системой нейросенсорных врожденных пусковых механизмов. Эти механизмы обеспечивают распознавание и оценку ключевых раздражителей, после чего происходит снятие «блокировки» и осуществление целенаправленного акта. Специфическая совокупность внешних стимулов получила название ключевых или пусковых раздражителей, поскольку каждый из них подходит только к своему «врожденному пусковому механизму» как ключ к замку. Помимо ключевых раздражителей выделяют также направляющие раздражители, которые облегчают ориентацию животных и поиск ключевых стимулов. В качестве ключевого раздражителя может выступать любой физический или химический признак объекта: форма, размер, цвет, запах и даже направление движения объекта.

Протекание инстинкта, по К. Лоренцу и У. Крэгу, можно представить в виде схемы: эндогенное побуждение (потребность) – ключевой пусковой стимул – комплекс стереотипных действий (последовательность двигательных актов) – «завершающий акт».

Инстинкт способен к индивидуальной изменчивости. В нем различают наиболее стабильные «ритуализованные» действия и наиболее изменчивые его элементы. Истинные инстинктивные акты можно наблюдать у животных только при первом их проявлении. При каждой последующей их реализации одновременно возникает множество новых, только что приобретенных условных рефлексов. Эти условные рефлексы приводят к индивидуальной модификации наследственно запрограммированного поведенческого акта.

Инстинктивное поведение запрограммировано в ЦНС, а внешние факторы могут побуждать и корректировать поведение. У. Крэг выделял две фазы целостного инстинктивного поведения: 1) поисковое (подготовительное, аппетентное), например, поиск жертвы хищником; 2) завершающее поведение, например, поедание хищником жертвы. Поисковое поведение – это наиболее изменчивая часть инстинктивного поведения, в составе которого важную роль приобретает собственный жизненный опыт. Завершающее поведение – это наиболее стабильная, генетически фиксированная фаза инстинктивного поведения.

В настоящее время принято считать, чтоорганизация инстинктивного поведения осуществляется следующим образом. Ключевой раздражитель может запускать соответствующую ему программу поведенческого акта на основе «жестких», генетически обусловленных связей между сенсорными и двигательными системами. При этом действие разворачивается по принципу «ключ – замок» и реализуется в стереотипном двигательном акте. Такой поведенческий акт осуществляется вне зависимости от общей внешней ситуации. В организации сложного инстинктивного поведения значительную роль играют внутренние факторы проявления инстинкта. Доминирующая потребность и возникшее на ее основе мотивационное возбуждение повышают чувствительность сенсорных систем, избирательно настроенных на внешние стимулы, адекватные данной потребности. При этом осуществляется избирательная активация нервных центров, связанных с формированием и запуском определенных программ двигательных актов, направленных на поиск ключевого раздражителя. В результате соответствующей настройки центральной нервной системы появление стимула, адекватного доминирующей потребности, становится эффективным для запуска определенного стереотипного инстинктивного поведения.

Единая классификация инстинктов пока не сложилась. И.П. Павлов сложные безусловные рефлексы называл инстинктами, которые в свою очередь делил на пищевые, половые, родительские, оборонительные. Отличительными особенностями инстинктов являются цепной характер реакций (завершение одного рефлекса служит сигналом следующего рефлекса) и их зависимость от гормональных и метаболических факторов. Так, возникновение полового и родительского инстинктов связано с циклическими изменениями функционирования половых желез, а пищевой инстинкт находится в зависимости от тех изменений обмена веществ, которые развиваются при отсутствии пищи.

Достаточно часто инстинкты разделяют по их происхождению на три основные группы. К первой группе относятся инстинкты, происхождение которых связано с изменениями и во внутренней и во внешней среде организма. В эту группу входят гомеостатические инстинкты, направленные на сохранение внутренней среды организма. Примером таких инстинктов является питьевое и пищевое поведение. В первую группу входят также инстинкт отдыха и сна, половой инстинкт, строительный инстинкт у животных (строительство норы, берлоги, гнезда).

Вторая группа инстинктов связана с изменениями внешней среды организма. К этой группе относятся следующие инстинкты: 1) инстинкт самосохранения, т.е. избавление и избегание от нападения, неблагоприятных воздействий окружающей среды; 2) территориальный инстинкт (территориальное поведение), проявляющийся в мечении территории и изгнании со своей территории других особей; 3) инстинкт лидерства и подражания; 4) инстинкт зимней спячки некоторых видов животных; 5) инстинкт перелета птиц.

Инстинкты третьей группы запрограммированы в ЦНС. К ним относятся: 1) санитарный инстинкт (гнездо, нора, берлога содержатся в чистоте); 2) родительский инстинкт; 3) инстинкт движения и игровой инстинкт; 4) инстинкты свободы и исследования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Как провести карантин аквариумных рыбок?
Ссылка на основную публикацию