Необычная синагога

Необычная синагога

1. Проектировал синагогу немецкий архитектор Людвиг Фёрстер, которому также принадлежит проект синагоги в Вене.

2. Строительство было завершено в рекордно короткие сроки – всего лишь за 4 года. Открытие состоялось 6 сентября 1859 года. Она стала самой большой синагогой в Европе.

3. Внешний вид здания сочетает в себе, кроме романтического и византийско-мавританского стилей, еще и необычные восточные мотивы, указывающие на ближневосточное происхождение евреев. Также нововведением стало использование восточных мотивов, цветного кирпича и чугуна в отделке внутренних помещений.

4. Восточная стена синагоги отличается от общей направленности стен зданий на улице. Причина: согласно древним законам фасад синагоги должен быть обращен на восток, в сторону Иерусалима.

5. Внутри, у главной восточной стены, расположен ковчег, в котором хранятся древние свитки Торы. На вершине шкатулки с ковчегом можно увидеть помпезный купол работы Фридеша Фесла, также как и стоящие перед ней два огромных, по 12 ответвлений на каждом, канделябра.

6. За все 157 лет существования синагоги находящийся в ней орган меняли 3 раза. Если первые 2 раза его просто обновляли и совершенствовали, то в третий раз был построен полностью новый орган. Отличительной чертой стало то, что в новом органе есть и частичка разрушенного старого: из него удалось встроить 20 регистров.

7. Находящиеся в здании сиденья (1492 мужских и 1472 женских мест) были куплены еще до полной сдачи синагоги строителями. И в дальнейшем ими могли пользоваться только владельцы. Их можно было продать-купить или даже заложить, настолько ценным являлось каждое место в синагоге. В местном еврейском обществе есть такая поговорка: «Член общины должен иметь квартиру, дачу и место в синагоге на улице Дохань» (Жужанна Торони, директор Еврейского архива в Венгрии).

8. В начале войны все витражные окна были сняты и спрятаны в подвалах Национального музея, только благодаря этому они пережили ее.

9. В 1944 году в ней находилось пештское гетто. Здесь и во всех близлежащих домах собрали около 70 тыс. человек, отняв все их имущество и права.

10. Находящееся рядом с синагогой кладбище имеет особое значение, ведь по еврейским традициям захоронения не размещают рядом с храмами. В гетто в результате эпидемий, голода, холода и расстрелов погибало огромное количество людей, которых не могли перевезти на кладбище. В результате под стенами синагоги тысячи тел лежали по 40 дней. Из них 3500 жертв было захоронено на близлежащих кладбищах. Когда территория была освобождена, то на соседней с церковью площади было найдено более 3000 тел, во дворе синагоги – 2881 тело, для захоронения которых понадобилось 24 братских могилы.

11. В парке рядом с синагогой можно увидеть расположенное на постаменте из красного гранита Древо жизни (по проекту Имре Варги) – плакучую иву, на 30 тысячах листочков которой выгравированы имена жертв. Памятник был открыт в 1991 году благодаря Фонду Эммануэля, а также при поддержке Тони Кертиса.

12. Согласно первоначальному плану на участке, находящемся между синагогой, Еврейским музеем и Церковью героев, должен был быть построен водосборный бассейн. Но в память о Холокосте здесь был разбит небольшой парк, а также в память о спасших тысячи жизней Рауле Валленберге, Джорджо Перласке и Пере Ангере. У боковых стен кладбища расположены могилы героев Первой мировой войны: Ханны Сенеш и Режё Кастнера, а также памятные таблички организациям VAC (единственная еврейская спортивная организация) и организации «Хашомир».

13. Люстры, украшающие потолок храма, могут быть подняты и опущены не только для замены лампочек, но таким способом еще и улучшают качество звучания во время концертов классической музыки.

14. В рамках празднования Дня еврейской культуры в Европе в ней была открыта выставка по истории Большой синагоги в честь ее 150-летия. Одна часть выставки посвящена объектам еврейской религии, используемым предметам в религиозной жизни, а также праздникам. Вторая часть – 1938-1945 годам, а именно законам в отношении евреев, Холокосту и окончанию войны.

15. Молиться в синагоге можно только в том случае, если верующих собралось минимум 10 человек.

Необычная синагога в США отмечает свое 60-летие цветочно-музыкальной композицией

ФИЛАДЕЛЬФИЯ. Необычная синагога в США, в конструкции которой архитектор метафорически воплотил образ горы Синай, где Господь впервые явился Моисею, празднует свое 60-летие цветочно-музыкальной композицией, сообщает religionnews .

Примерно в это время шестьдесят лет назад, члены консервативной иудейской общины впервые вступили в свой новый храм Бет-Шолом (что означает «Дом мира»). Это случилось в канун еврейского праздника Рош ха-Шана в честь сотворения мира, символизирующего начало нового года и завершение года уходящего – когда Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает каждого в наступающем году – он празднуется 30 сентября в 2019 году. Новое здание ознаменовало начало новой эры не только для иудейской конгрегации, но и для современной религиозной архитектуры.

Это единственная в мире синагога, спроектированная знаменитым архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (Frank Lloyd Wright) и построенная в Элкинс-Парке, северном пригороде Филадельфии. Это не только дом молитвы, но и чрезвычайно эмоциональное и метафоричное произведение искусства. В начале XX века Фрэнк Ллойд Райт был одним из самых модных и успешных архитекторов США, и сумел реализовать многие свои проекты, предлагавшие смелые и новые для того времени архитектурные решения. З амысел синагоги отсылает зрителя к тому высокому месту, где Господь вручил Моисеи каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Синагога Бет Шолом менее известна широкой общественности, чем музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Дом Водопада в штате Пенсильвания и многие другие знаменитые творения этого архитектора, хотя известно, что Райт стремился вложить в нее «космическое мироощущение» и глубокие метафорические смыслы.

«В конструкции Бет-Шолом я попытался воплотить величайшую вершину в истории и опыте духовного роста еврейского народа, – говорил в то время Райт. – Я стремился выразить ее объемами и линиями великое откровение Господне Израилю через Моисея на горе Синай во всей неземной красоте и благоговении этого мига. В первом приближении здание можно воспринимать как гору Синай, где Бог впервые явился Израилю».

Известно также, что идея синагоги была подана архитектору тогдашним раввином Мортимером Дж. Коэном (Mortimer J. Cohen). Раввин описал ее как «мечту и надежду сердца» в своем письме Райту в 1953 году. В ответное письмо раввину Коэну Райт вложил схематический набросок идеи здания, и эти два письма заложили основу тесной духовной связи, которую они пронесли через всю жизнь, оставив богатое эпистолярное наследие. «Они вели долгую и глубокую переписку, обсуждая конструкцию здания и его метафорические смыслы в течение шести лет» – сообщает Джозеф М. Сири (Joseph M. Siry), автор книги «Синагога Бет-Шолом: Фрэнк Ллойд Райт и современная религиозная архитектура» (2011). Эта дружба с обменом идеями увенчалась тем, что Райт стал именовать Коэна своим соавтором в архитектуре. Сам архитектор принадлежал к Унитарианской церкви (антитринитарное движение в протестантизме, отвергающее догмат о Троице), а его дядя был даже организатором Парламента мировых религий 1893 года. Расхождения в религиозных воззрениях не помешали творцу именовать себя и своего друга раввина «духовно близкими работниками в винограднике Господнем».

По свидетельству Сири (профессора истории искусств в Веслианском [Wesleyan] университете в штате Коннектикут), раввин Коэн признавался, что «нашел в мистере Райте глубоко духовного человека, который сумел воплотить в неповторимых образах великие каноны моей религии». Мечта и надежда раввина осуществилась, когда новое здание синагоги было освящено вскоре после смерти Райта, последовавшей 20 сентября 1959 года.

В работе над набросками храма Коэн подчеркивал, что хочет избежать традиционного вытянутого вверх объема в пользу широкого пространства, сообщающего прихожанам «глубокое и всестороннее чувство единства и благоговения», по свидетельству Сири. Эта идея воплощена и в своеобразных наклонах пола. Они объясняются тем, что Райт «стремился создать о посетителя храма ощущение, что он покоится в руках Бога», как отмечается в описании этого уникального сооружения, изданном Американским институтом архитекторов.

Сири указывает в своей книге, что главный объем тетраэдрического храма высотой 33 метра призван создать ощущение «горы света». «Архитектор сумел добиться особого сияния и прозрачности этого объема – при наблюдении как изнутри в дневное время, так и снаружи в ночное время, когда он пронизан внутренним светом, – отмечает Сири, говоря о двухслойной стене из стекла и пластика, создающей ощущение натянутого шатра. – Ночной эффект этого светящегося сооружения совершенно поразителен». По словам Хелен Мансхейм (Helene Mansheim), директора центра для посетителей, ясными закатными вечерами последние лучи заходящего солнца зажигают синагогу, и она выглядит охваченной золотым сиянием.

В 2007 году Американский институт архитекторов присвоил синагоге звание Национального исторического памятника – она вошла в список 17 зданий, отражающих «архитектурный вклад Райта в американскую культуру». Недавно в синагоге была развернута новая мультимедийная композиция работы филадельфийского художника Дэвида Харта (David Hartt) с гармонично сочетающимися иудейскими и афроамериканскими мотивами. Экспозиция под названием «Истории манчинели» (название сладкого, но ядовитого тропического растения) представляет орхидеи и другие тропические растения в сочетании с гобеленами в сопровождении видеомузыкальных произведений Луи Моро Готшалка (Louis Moreau Gottschalk), известного композитора, сына еврея и креолки.

Коул Акерс (Cole Akers), куратор выставки, говорит, что инсталляция в аллегорической форме отражает историю общины Бет Шолом, которой в этом году исполнилось сто лет. Конгрегация зародилась в северной Филадельфии – в здании, которое долго и мирно делила с Евангелистской церковью Возлюбленного Святого Иоанна, приход которой всегда состоял преимущественно из афроамериканцев. «Отношения этих двух общин и перекличка вероучений вдохновили Харта воссоздать средствами искусства вечное гармоничное движение чернокожих и еврейских общин, несомых политическими, экономическими и социальными течениями» – поясняет Акерс.

Музыкальные записи исполняются эфиопской пианисткой Джирмой Ифрашевой (Girma Yifrashewa), причем звук записывался сразу на девять микрофонов, размещенных внутри и снаружи инструмента для создания потустороннего «эфирного» эффекта. «Слушая эту музыку в храме, вы ощущаете себя внутри инструмента, – говорит Херб Сачс (Herb Sachs), президент Фонда охраны Бет-Шолом, – а ваш взор услаждают гирлянды орхидей и тропических цветов, и все вместе создает возвышенное и умиротворенное состояние души». По мнению Мансхейм, экспозиция и музыка органично дополняют впечатление, производимое этим уникальным храмом. «Само здание является великим произведением искусства, – говорит она. – А теперь в нем органично живет и звучит еще одно прекрасное произведение искусства».

Самые красивые синагоги мира

Вот уж действительно, талант человека не знает границ.

И как здорово, когда талант этот используют для созидания чего-то красивого, а не для того, чтобы придумать новый способ убить побольше братьев или разрушить целый город. Сегодня мы покажем вам самые красивые синагоги, которые по своей красоте ничуть не уступают христианским храмам или культовым сооружениям исламских народов.

Юбилейная синагога (Прага, Чехия)

Столица Чехия давно известна своей еврейской диаспорой. На Иерусалимской улице стоит это удивительное здание – полосатый красно-золотой фасад бросается в глаза сразу же. Сама синагога расположена между двумя зданиями жёлтого и бежевого цветов, что выгодно подчёркивает приятно пёструю текстуру. Построили здание в 1906 году. По стилю её относят к мавританской архитектуре с вкраплениями модерна. Как будете в Праге, обязательно посетите это место!

Синагога Суботицы (Суботица, Сербия)

Этот небольшой сербский городок расположен недалеко от границы с Венгрией. В XIX столетии он и вовсе был в составе Австро-Венгерской империи. Авторы сего творения – Марцелль Комор и Дезшо Якаб, еврейские архитекторы, принадлежащие к неологам, одной из двух иудаистских течений, существовавших в то время в Восточной Европе. Уже в наше время здание сочли памятником архитектуры мирового значения. Фасад выполнен из керамических изразцов и красного кирпича. Венчает всё изумрудно-зелёный купол, а в интерьере доминируют ярко-оранжевые оттенки и цветочные мотивы.

Читайте также:  Почему не запускается аквариум? Что надо сделать для запуска аквариума?

Большая синагога (Будапешт, Венгрия)

Расположена она на известной в столице улице Дохань. По величине это вторая в мире и первая в Европе синагога. Вместимость основного зала – три тысячи человек. И изнутри, и снаружи синагога подсвечивается многочисленными прожекторами. Интерьеры украшены фресками и изразцами. Построили здание в середине XIX века под руководством Людвига Фёрстера, Йозефа Хильда и Фридьеша Фесля.

Синагога Ужгорода (Ужгород, Украина)

И вновь бывшая территория Австро-Венгрии. Теперь это Украина. Синагогу построили в начале XX века. Это неомавританский стиль с большим влиянием византийских архитектурных элементов. Авторы – Ференц Саболч и Дюла Папп. После войны многие евреи отсюда уехали, а в здании разместили филармонию, которая располагается тут и до сих пор. Пока еврейская диаспора Украины вернуть синагогу себе не может. Вообще большая удача, что здание хотя бы ещё стоит.

Новая синагога (Берлин, Германия)

Построили её в 1866 году. Тогда открывал её лично один из отцов единой немецкой нации Отто фон Бисмарк. При нацистах её почти разрушили, но здание всё-таки уцелело и позже было восстановлено.

Большая синагога (Флоренция, Италия)

А тут принципиально другой стиль. Точнее стиль всё тот же мавританский, но подача другая. Мрамор, высокие арки, медная кровля – заметное влияние южной Европы. Во время Второй Мировой войны она сильно пострадала, а позже ещё было наводнение. Реставрация заняла долгие годы. Сегодня она в порядке и принимает туристов со всего мира.

Сегедская синагога (Сегед, Венгрия)

Снаружи здание не сильно-то похоже на культовое – скорее светский госпиталь или университет. Барокко и ренессанс дали миру это чудо в 1902 году. Это настоящая жемчужина юга Венгрии. Не пропустите, если будете где-то тут.

Необычная синагога

На каких принципах строятся современные синагоги и чему архитекторы могут поучиться у талмудистов, рассказал на лекции «Свет рассеяния: традиция и авангард в архитектуре», организованной проектом «Эшколот» совместно с Гёте-институтом, автор Новой синагоги в Майнце, архитектор Мануэль Герц.

1. В XVIII веке происходит расцвет строительства синагог и в Германии, и в Европе вообще. Тогда строились синагоги двух стилей, очень разных, но восходящих к одной и той же аргументации. Пример одного из стилей — синагога в Ганновере, которая практически не отличается от христианской церкви. Неоготика внезапно отражает религиозное пространство в культуре иудаизма — каково? Объяснялось это так: евреи получили гражданские права и наконец смогли строить точно так же, как другие граждане — в том числе и строить молельные дома точно так же, как другие граждане строят молельные дома. Другой стиль — как синагога в Ашаффенбурге — ближневосточная традиция. Но аргументация та же: мол, евреи получили гражданские права — и теперь могут демонстрировать свои отличия, соблюдать традицию, предъявлять национальное самосознание, показывать, откуда они пришли.

2. И то, и другое — не традиционные стили для иудаизма. Это заимствования. Но что же такое — представление о пространстве с точки зрения иудаизма? Вспомним исход евреев из Египта и путешествие по Синайской пустыне. Там Г-дь дает избранному народу заповедь — говорит людям, идущим по пустыне, что в субботу, седьмой день, необходимо оставаться в своем доме и не покидать его. Но где в пустыне, месте неопределенности, не имеющем границ и измеримого пространства, взять дом? Заповедь побуждает создавать некую идею дома и в пустыне, и в любом другом чужеродном пространстве. Итак, проблема сводится к простому практическому вопросу: как где угодно и в условиях отсутствия строительных материалов создать себе место, где будешь чувствовать себя как дома?

3. Следующая важная вещь, давшая толчок всему еврейскому самоопределению (не только архитектурному), — разрушение Храма и потеря Иерусалима. Это и есть начало истории диаспоры, начало рассеяния еврейского народа, жизни в изгнании. Кроме того, все ритуалы были тесно связаны с Храмом — следовательно, религия нуждалась в переосмыслении. Сразу возник вопрос: как вообще в такой ситуации можно создать ощущение единства? Вот самое радикальное последствие утраты Иерусалима: вместо того, чтобы пытаться воссоздать Священный город в другом месте, построить ему замену, тогдашние раввины решили написать Книгу. Талмуд, 10 000 страниц, писавшихся в течение нескольких веков и обраставших комментариями, возник как реакция на начало рассеяния. Фактически, это был свод правил, регламентирующих повседневную жизнь без Храма. Книга эта должна была стать (и, в общем, стала) неким единым пространством, символом единства, инструментом, с помощью которого народ смог бы объединиться заново, когда для этого придет время.

4. При этом Талмуд — книга, пронизанная архитектурной мыслью, построенная как здание, по архитектурным канонам. Она создана по определенной форме и читать ее нужно определенным образом: древний текст в центре окружен текстом комментариев к нему, а комментарии к комментариям находятся чуть дальше, практически на полях. Еще дальше есть комментарии к комментариям к комментариям — то есть на каждой странице вы видите перед собой 600 лет создания текста. (Между прочим, огромный и величественный Кельнский собор, один из немецких символов христианства, строился 700 лет — вполне сравнимые сроки). Это — очень пространственное — оформление напоминает план здания в разрезе. И вот еще что: Талмуд — это разговор раввинов друг с другом через столетия, через время; это дискуссия, которую ведут люди, жившие в разное время в разных местах. Просто на страницах этой книги они оказываются в одном месте в одно время. Никакому собору такое и не снилось.

5. В Талмуде есть глава, непосредственно посвященная пространству и его вопросам. Она восходит к заповеди, в которой Г-дь приказал не отходить от своего места в день субботний. Чего нельзя делать в Шабат? Например, носить предметы из личного пространства в общественное. Как они определяются, личное и общественное пространство? Это очень интересно, умно и хитро прописано. Скажем, считается, что если пространство огорожено, закрыто с четырех сторон, то оно личное; если же огорожено лишь с трех — оно общественное, открытое. Возьмем автобусную остановку: она огорожена с трех сторон, но когда к ней подходит автобус, пространство замыкается. То есть пока автобус стоит у остановки, это пространство считается в еврейском праве частным, когда он отъедет — пространство снова становится общественным. Одновременно общественной и частной может быть не только остановка, это справедливо для целого здания, района, города. Допустим, вы берете в руки книгу и вокруг вас суббота: по закону, вы можете переносить ее с места на место внутри своего дома, но не можете вынести на улицу. Для того чтобы это стало разрешено, весь город должен быть замкнут, считаться частным пространством. И так можно сделать — скажем, обнести его нитью, проволокой или проводом, обозначить границу. Если эта граница установлена с соблюдением неких ритуалов, весь город в Шабат станет вашим личным пространством — несите книгу куда угодно. Правила при этом могут быть растянуты очень сильно: если, допустим, натянуть нить поперек бреши в стене, этого будет достаточно, чтобы стена считалась сплошной. С точки зрения архитектора это прекрасный и радикальный способ мышления: средства минимальны, но эффект от их использования колоссальный.

6. Еще один важный урок, который архитектор может получить из Талмуда, — наблюдение за механикой раввинской дискуссии. Участники спора пользуются буквами как кирпичами — для того, чтобы строить новые смыслы. В раввинской традиции совершенно естественно переставить буквы внутри слова (тем более что иврит легко это позволяет) для того, чтобы получить анаграмму, новую сущность, изящный поворот дискуссии, новое здание мысли. Из букв построен весь мир.

7. Майнц — один из важнейших городов для европейского еврейства, его община стояла у истоков ашкеназского иудаизма, в XI веке там жили знаменитые и уважаемые раввины (например, Гершом бен Иегуда по прозвищу «Свет рассеяния»). До Холокоста в городе было три синагоги; все они были уничтожены. Создавая свой проект, Герц хотел указать на значимость Майнца для иудаизма и евреев, но не затрагивать в архитектуре тему национал-социализма. «Я считал, что в таком случае нацисты станут соавторами моего проекта», — говорит он. Кроме этого, следовало так вписать невысокое здание в пространство, окруженное домами в 6–7 этажей, чтобы оно не уступало городскому контексту, но выделялось, не позволяя себя подавить.

8. Точная форма здания в горизонтальном разрезе отсылает к буквам, слову. Это слово קדושה, «кадуша», означающее «возвышение» или «благословение» — все его пять букв, представленных в абстрактном выражении. Вообще синагога — это светское строение, но то, как оно используется, делает его особым, сакральным — на момент использования. Форма фасада и зашифрованное в ней слово поддерживают сакральный статус места. Фасад трехмерен, с рифленой керамической поверхностью — на него ушло 15 000 деталей. Расположение этих элементов, этого рисунка, таково, что за его счет создается множество перспектив. Команда Герца, как он сам говорит, «исследовала границы возможного» в архитектуре — например, выстроила из бетона на 25-метровой высоте угол, нависающий над улицей. Глазурованная керамика, которой отделан фасад, отлично отражает солнечный свет и за счет этого дает широкую палитру цветов.

9. Все поверхности внутри молельного зала — мозаичный рельеф из миллионов букв. Их поверхность гладкая, а поверхность пространства между ними — шероховатая, что перекликается с отделкой фасада и тоже дает светотень. В результате получается переливающийся, мерцающий океан букв, из которых в ряде мест складывается текст. Среди прочего на стенах можно найти псалом, где изучение Торы, любовь к Библии метафорически сравниваются с любовью мужчины к женщине. Текст о поцелуях и объятиях, прямо скажем, редок для внутреннего убранства синагог, но в этой совсем не выглядит неуместным.

10. Ни одной шестиконечной звезды в синагоге нет. «Мне кажется, этот символ здесь неуместен. Новое время очень изменило его значение. Синагога в Майнце должна ссылаться на историю еврейства в Майнце, а не на древний Храм, не на Холокост и не на государство Израиль», — говорит Герц. И добавляет: «Я еврей, я архитектор — но я не еврейский архитектор. Я не хотел бы строить только синагоги».

Необычная синагога

Синагоги появились в период после разрушения Первого иерусалимского храма, видимо, в качестве альтернативы Храму; их продолжали строить в период после его восстановления и после нового разрушения в 70 году. В письменных источниках (Флавий. Против Апиона, 2:175; Деяния, 15:21) синагоги описываются как центры общинной жизни, где происходили встречи верующих, чтения Торы, обучались ученики. В литературных и эпиграфических свидетельствах встречаются три названия: бейт кнесет, синагога и просевхи.

Бейт кнесет — это еврейский термин, который обозначает «дом собраний». Именно такое словосочетание встречается в раввинистической литературе (ВТ, Ктубот, 105a; ИТ, Мегила, III, 1, 73г) наряду с бейт тфила (дом молитвы), бейт мидраш (дом учения). В еврейских сочинениях упоминается очень большое число синагог: от 394 до 480 в Иерусалиме, где они были разрушены войсками Тита и Веспасиана. Такое количество, конечно же, является преувеличением, и его не подтверждает ни одна археологическая находка. Но знаменитая надпись Феодота I века, в которой впервые упоминается слово «синагога» («Феодот, сын Веттеноса, священник и начальник синагоги [архисинагогос], сын начальника синагоги, внук начальника синагоги, построил синагогу для чтения Закона и изучения заповедей, а также гостиницу и комнаты и снабжение водой для того, чтобы давать приют приехавшим издалека, она [синагога] была основана его отцами, пресвитерами и [footnote text=’Цит. по: Чаковская Л. С. Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли III–VI вв. н. э. М.: Индрик, 2011. С. 98.’]Симонидами[/footnote]»), и упоминания в раввинистической литературе (Тосефта, Сукка, 4, 5) не оставляют сомнения в том, что даже в Иерусалиме во времена существования Второго храма синагоги существовали.

Читайте также:  Личинка стрекозы в аквариуме

Синагога — термин греческий, впервые встречается в Септуагинте, в качестве перевода еврейского слова эда, «община». Употреблялся только для обозначения культовых мест евреев. Иосиф Флавий упоминает синагогу в Доре (Иудейские древности, 19:300, 305), а также синагогу в Кесарии Приморской, отмечая, что вход в нее был запрещен (Иудейская война, 2:285‑289), то есть Флавий имеет в виду уже не собрание людей, а здание. Филон Александрийский также использует термин «синагога» при описании субботних собраний ессеев. В Новом Завете сохранились краткие упоминания о синагогах в Капернауме (Мт., 4:13‑22, 8:5‑22, 9:1‑34; Мк., 1:21‑34, 2:1‑17; Лк., 7:1‑10), Назарете (Лк., 4:16‑17).

Греческий термин просевхи переводится как «молитва» или «поклон», но использовался он для обозначения культовых зданий в еврейских поселениях. В надписях он встречается раньше, чем «синагога», примерно с III века до н. э. Согласно обнаруженным свидетельствам, просевхи строились в Египте в III–II веках, и это было официальное название культовых сооружений евреев в эпоху Птолемеев и в римский период, правда, так могли называться любые культовые места в эллинистический период. Филон Александрийский, редко обращавшийся к термину «синагога», использовал «просевхи» в своих сочинениях 18 раз. Иосиф Флавий (Против Апиона, 2:10‑12) также употребляет этот термин для описания молитвенных домов.

Есть мнение, что слово «просевхи» употреблялось для обозначения еврейских молитвенных домов в диаспоре, в то время как «синагогами» называли постройки только в Израиле, а также что «синагоги» скромнее, чем «просевхи». Но и то и другое утверждение спорно.

Еще один греческий термин, использовавшийся для обозначения иудейских культовых построек, — топос, что значит «место», иногда с прилагательным «святое». Он встречается в сочинениях Иосифа Флавия (Иудейские древности, XIV:235, 260, 261), на табличке из Аскалона, на мраморном фрагменте, найденном у дороги между Яффо и Газой. Его еврейский аналог — маком — использовался в синагогальных надписях в Альме и Бараме.

В позднеантичный период к основным трем‑четырем терминам добавляется еще один, арамейский: книша, кништа. Он встречается в надписях на нескольких памятниках: в Бейт‑Гуврине, Эйн‑Геди, Хамат‑Гадере, Хамат‑Тверии. А в римских источниках синагоги подпадали под категорию т. н. «коллегий» (collegia). Около 45 года до н. э. при Юлии Цезаре вышел интересный закон, который запрещал в империи все «коллегии», но для иуда­изма делалось исключение, по причине его древности.

Классификации позднеантичных синагог Палестины

В традиционные классификационные системы попали только позднеантичные синагоги (III–VII века), в то время как их массовому строительству в этот период предшествовало некоторое количество синагог рубежа эр (так называемые синагоги периода Второго храма).

Помимо упоминаний ранних синагог в литературных и эпиграфических источниках, есть археологические сведения о некотором количестве иудейских культовых зданий. Самая ранняя синагога, идентифицированная археологически, находится на о. Делос и датируется I веком до н. э. Это одна из немногих ранних синагог, которая известна и по упоминаниям в литературных источниках, и по археологическим данным.

Археологически известных синагог периода Второго храма четыре: две на севере Палестины в Гамле и в Магдале, две на юге — в Иродионе и Масаде. При этом три из них (Гамла, Масада, Иродион) были изначально общественными зданиями и были превращены в синагоги во время Великого восстания. Известны также спорные фрагменты построек в Кирьят‑Сефере, Иерихоне, Модиине, Кумране и т. д. Недавно У. Либнером была открыта синагога в Вади‑Хамам, в которой выделяется несколько строительных фаз; первичная относится в эпохе Второго храма. Но нет полной уверенности в том, что все эти здания были именно синагогами.

Точные рамки перерыва между строительством синагог периода Второго храма и новым строительным этапом уже в позднеримский и поздневизантийский периоды неизвестны. Некоторые ученые утверждают, что синагоги во II–III веках продолжали строиться, но археологических свидетельств тому крайне мало. Ряд более поздних синагог (Гуш‑Халав, Капернаум, Набратейн) были перестроены в V–VI веках на фундаментах более ранних.

Синагоги Палестины поражают своим архитектурным многообразием. Конечно, смелость их композиционных решений не может конкурировать со святилищами эллинистической и римской эпох, с ранневизантийскими христианскими храмами. Но притом что все архео­логически известные синагоги имеют форму базилики, вариации одной этой формы на протяжении всего лишь семи веков не кажутся однообразными. Важная особенность синагогальной архитектуры, которая создает сложности для классификации, — это варьирование тех деталей, которые в языческой или христианской архитектуре чаще всего оставались неизменными: ориентации постройки, положения сакрального центра, деления пространства на зоны.

Большая часть римских и позднеантичных синагог находится в Северной Палестине: 62 синагоги из 80 локализованных и из 173 известных по незначительным остаткам или упоминаниям. Именно на севере Палестины зарождались оригинальные творческие идеи, своеобразия которых никогда не достигали синагоги диаспоры.

В современной историографии принято говорить о трех (иногда четырех) типах синагог. Само становление этой классификации имеет интересное историографическое развитие.

Основная традиционная классификация появилась в начале XX века. Самые первые исследования были предприняты Германским восточным обществом после раскопок в Палестине. В 1905 и 1907 годах Г. Коль и К. Вотцингер

К. Вотцингер и Г. Коль работают в Капернаумской синагоге. 1905

С 1920‑х годов раскопки были продолжены и принесли новые открытия. Была обнаружена синагога в Иерихоне, которая представляла собой трехнефную постройку с апсидой по южной стороне, чем напоминала ранневизантийскую церковь. Полы были украшены необычной мозаикой с изображениями зодиакального круга, Даниила во рву львином и ниши Торы с двумя менорами. Затем была обнаружена вторая синагога в Бейт‑Альфе с аналогичным планом в виде апсидальной базилики и мозаичным декором полов. Благодаря надписи синагога датировалась довольно точно началом VI века. Вскоре еще одна подобная постройка была открыта в Хамат‑Гадере. Тогда израильский археолог Элиэзер Сукеник разделил известные на тот момент памятники на две группы: раннюю, которая уже имела название «галилейской», и более позднюю, которую условно назвали «византийской». Главным отличительным признаком считалось появление апсиды, что объяснили необходимостью наличия фиксированной ниши Торы.

Вскоре после этого была обнаружена необычная синагога к югу от Иерусалима в Эштомоа. Синагога сильно отличалась от всех, известных к этому моменту. В ней не было фасада с тройным входом, обращенным в сторону Иерусалима, не было апсиды. Вместо этого в ней было три входа по короткой восточной стороне и три небольшие ниши по северной стене, в направлении Иерусалима. В соответствии с этими признаками был выделен еще один синагогальный тип — тип «широкого дома», или «промежуточный». Он довольно стройно датировался III–IV веками и укладывался в промежуток времени между «галилейской» и «византийской» группами. Его главным отличием стало то, что ниша Торы находилась в длинной стене, а не в короткой.

Эта тройственная классификация разрабатывалась в 1930–1960‑х годах и поддерживалась наиболее влиятельными учеными, классиками израильской науки Э. Гудинафом, Э. Сукеником, М. Ави‑Йоной. В систему встраивались новые синагоги, которые открывались с каждым годом. Эта система, хотя и с оговорками, используется до сих пор.

Сомнения в хронологической последовательности развития синагог появились после находок В. Корбо и С. Лоффреды в 70‑х годах XX века в Капернаумской синагоге, которая считалась наиболее древней и характерной для ранней «галилейской» группы. В фундаменте были найдены монеты конца V века, и ее уже нельзя было отнести ни к III, ни к IV векам. Еще одно хронологическое противоречие возникло благодаря обнаруженной дверной перемычке синагоги в Набратейне, которая по своему греко‑римскому стилю относилась к «галилейской» группе, но по точной дате, указанной в надписи на перемычке, она была построена в 564 году.

Несмотря на столь очевидные доказательства, многие ученые продолжали придерживаться старой датировки и предпочитали воспринимать позднюю датировку отдельных синагог как исключение или ошибку, опасаясь, как бы новая информация не уничтожила старую структуру.

Было предложение сохранить три типа (базиликальный/галилейский, промежуточный, апсидальный/византийский) только в соответствии с их планировками, без хронологической последовательности. При этом часть ученых сохраняла и сохраняет представление о последовательном появлении типов синагог в соответствии с эволюционной теорией их развития. Проблема в том, что передатировка большей части синагог из римского (II–III века) в ранневизантийский период (IV–VI века) противоречит историческим данным. Эпоха Северов, которая считалась наиболее благоприятной для расцвета иуда­изма, иудейского патриархата, литературного творчества, как раз должна была предоставить условия для наиболее интенсивного строительства синагог. Напротив, ранневизантийский период был неблагоприятным для иудаизма, когда существенно ограничивались права евреев, был упразднен патриархат в Тивериаде, запрещалось строительство новых синагог (с 429 года) и т. д. Неясно, каким образом в это время, в V–VI веках, могло появиться столько синагог.

В чем же заключаются главные особенности каждого типа синагог?

1) «Раннегалилейский» тип и изначально входивший в эту же группу «голанский» (III–IV века) ближе остальных к общему греко‑римскому стилю. Синагоги этой группы характеризуются несколькими признаками:

— простой базиликальный план, вытянутый по оси юг—север, без выступающих снаружи апсид,

— репрезентативный фасад с тройным входом, обращен в сторону Иерусалима (на юг),

— внутреннее пространство разделено на три продольных нефа и один поперечный колоннадами в виде буквы «П» (план греческого или египетского ойкуса),

— колоннады подняты на стилобаты и пьедесталы, вдоль стен расположены сиденья,

— перемещаемая внутри здания ниша Торы, вероятнее всего деревянная,

— пышный скульптурный декор и отсутствие мозаичного,

— акцентируется открытая фактура каменной кладки из хорошо отполированных квадров,

— облицовка полов каменная.

Основные постройки этой группы сконцентрированы в Северной Палестине, в районе Галилейского озера.

Все упомянутые признаки встречаются только в пяти синагогах: в Хорват‑Амудиме, Мейроне, Капернауме, Хоразине, Бараме. Они считаются наиболее классическими примерами из этого ряда. Но в «галилейскую» группу обычно относят еще около 20 синагог, в каждой из которых появляется хотя бы одна из характеристик. В целом получается, что «галилейских» синагог было 12 (Арбель, Барам, Гуш‑Халав, Капернаум и др.) и столько же «голанских» (Ассалийех, Даббура, Дабийя, Кацрин и др.).

Данный архитектурный тип воспроизводился длительное время — с III по VI век, что объясняется консерватизмом той школы архитектуры. С V века синагоги всех групп сосуществовали друг с другом, но именно «галилейско‑голанская» группа наиболее близка самым ранним синагогам периода Второго храма по использованию базиликального плана без выступающих снаружи апсид и по отсутствию мозаичного декора, которому предпочитался скульптурный.

Читайте также:  Ихтиофтириусы - паразитические ресничные инфузории - возбудители ихтиофтириоза

2) «Византийский» тип (V–VIII века) напоминает ранневизантийские христианские базилики. Данный тип представлен структурированной трехнефной базиликой с апсидой, обращенной в сторону Иерусалима, хотя данное правило может нарушаться, например, несколько построек ориентированы на северо‑запад или на юго‑восток (Бейт‑Шеан, Сепфорис). Апсида может выступать за пределы стены, может находиться внутри между пастофориями, но в ней обязательно размещалась ниша Торы. Также для синагог характерен мозаичный декор полов и иногда фресковый декор стен.

Строго говоря, классических примеров для данной группы также немного, как и для «галилейской»; это синагоги в Бейт‑Альфе, Хамат‑Гадере, Бейт‑Шеане («самаритянская»), Бейт‑Йерахе, Маоз‑Хаиме, Сепфорисе, Рехове и Бейт‑Шеарим. Хотя главным признаком группы считается близость к архитектуре и декору ранневизантийских базилик, при тщательном анализе памятников становится очевидным, что подобное утверждение слишком поверхностно. Синагоги отличаются от базилик по пропорциям и общим планировочным принципам, а декор обладает собственной оригинальной структурой, которая не встречается ни в одном христианском храме. Также в них часто воспроизводятся черты, характерные для других групп синагог («П»‑образные колоннады и тройные входы из «галилейской» группы, квадратные планировки, внутренние ниши).

Возникает сложная ситуация, когда к этой группе примыкают отдельные памятники только по декоративным признакам, то есть по наличию мозаичного и фрес­кового декора, при этом архитектурно от нее отличаясь.

3) «Промежуточный» тип, или тип «широкого дома» (IV–V века), — наиболее дискуссионный. В первую очередь выделяется такой признак, как поперечная ориентация базиликального пространства относительно Иерусалима за счет наличия фиксированной ниши Торы в продольной стене, входами на противоположной стороне и постепенной заменой скульптурного декора мозаичным. Впервые открытые в 1930‑х годах синагоги с поперечной ориентацией в Элефтерополисе, Сусийе и Эштомоа вызвали большую сенсацию, так как, во‑первых, о синагогах на юге страны ничего известно не было, во‑вторых, они не соответствовали известным архитектурным типам.

Разные исследователи включали в эту группу от 4 до 20 зданий на севере и на юге страны, как поперечно, так и продольно ориентированных, с нишами и без. Главное основание отнесения той или синагоги к этой группе — ее несоответствие другим описанным типам. Иногда архитектурные и декоративные особенности синагог объясняются трансформацией памятников при перестройках, что вводит в заблуждение классификатора. Но главная проблема классификации синагог возникает по причине игнорирования архитектурных признаков и смешивания с ними декоративных.

Также выделяется группа самаритянских синагог по такому признаку, как ориентация в сторону горы Гризим, где находился главный храм самаритян (построен при Иоанне Гиркане между 114–111 годами до н. э.), за счет апсиды или ниши. Долгое время они были известны только по литературным и эпиграфическим источникам, но в 1948 году в Шаалвим (рядом с Иерусалимом) был обнаружен первый самаритянский памятник. Вслед за этой синагогой были открыты также культовые места самаритян в Тель‑Касиле, Бейт‑Шеане, на горе Гризим, в Наблусе и др.

Проблемы в классификациях не оставались незамеченными. Признавалось, что разнообразие синагог слишком велико, чтобы было возможно вместить их только в эти группы. Есть мнение, что трехфазовая классификация — голая академическая схема, которую можно было построить только на малом числе памятников, известных в самом начале. На фоне противоречий возникали различные альтернативные классификационные системы. Было предложено — наряду с классификацией только на основе планировок — распределить синагоги в соответствии с региональным делением Палестины на три большие области: Иудея, Самария, Галилея. В то же время синагоги в Нижней и Верхней Галилее значительно отличаются друг от друга. Верхняя Галилея была более консервативной по сравнению с Нижней. Такое же региональное разделение между ними прослеживается в эпиграфике, нумизматике, керамике. Все это позволяет внутри крупных групп выделять более мелкие. Кроме того, в поселениях, находившихся около эллинистических городов или римских дорог, к запрету на изображения относились либерально, в регионах же, удаленных от очагов греко‑римской культуры, общество оставалось консервативным и изображения ограничивались геометрическими или флоральными. По этой логике «византийский» тип синагог с мозаичными изображениями тяготел к городским центрам, хотя так одни и те же полисы оказываются источником противоположных культурных влияний.

Критический пересмотр традиционной классификации привел к группировке 173 известных синагог таким образом: 40 «подтвержденных» — здания с еврейскими надписями или мотивами; 57 «засвидетельствованных» — все находки декоративных элементов, происходящих из синагог, точное местонахождение которых неизвестно; 76 «спорных» — памятники без надписей или мотивов, которые позволили бы определить здание как синагогальное; и, наконец, «неизвестные» — упомянутые лишь паломниками или историками XIX — начала XX века.

Еще один способ — группировать синагоги по датировкам. Те, что имеют точные хронологические рамки, делятся на три группы, каждая из которых относится к IV, V или VI веку. К четвертой группе относятся все синагоги без датировок.

Из общего развития классификаций видно, что происходило смешение архитектурных принципов с декоративными, региональными и статистическими, из‑за чего возникло множество противоречий. Для их разрешения представляется резонным обратиться только к архитектурным признакам, ограничиться лишь планировками и композициями, оставив декоративным особенностям и региональному распределению свое место в историографии. Традиционное деление на 3–4 группы расширяется, но общая классификация значительно проясняется. Этой системы мы будем придерживаться в следующих очерках, посвященных наиболее важным и характерным синагогам поздней античности.

hist_etnol

История и этнология. Факты. События. Вымысел.

ЗНАМЕНИТЫЕ СИНАГОГИ

Старонова синагога в Праге, 1270 г.

Старейшая действующая синагога в мире.

Староновая синагога всегда вызывала чувство благоговения. С ней связано много легенд. Раввинами здесь были крупнейшие ученые пражской еврейской общины: раввин Лёв, Эзехиель Ландау и др.

Пльзень. Синагога Велька

Расположена недалеко от главной городской площади. Эта вторая по величине синагога в Европе, поражающая симметричностью двух лукообразных куполов и звездой Давида наверху здания из красного кирпича. Синагога была построена в 1888 году, когда численность еврейского населения в Пльзене составляла почти 4000 человек. Сегодня их количество значительно уменьшилось, поэтому здание синагоги используется в основном для проведения концертов и праздников.

Новая синагога. Берлин

Новая синагога была построена в 1859–1866 годах на улице Оранинбургер в районе Митте как главная синагога Берлинской еврейской общины. Это пышное сооружение в восточно-мавританском стиле, напоминающее Альгамбру, стало одним из главных архитектурных памятников Берлина второй половины XIX века.

Проект первого здания разработал Эдуард Кноблаух, но из-за его болезни строительство завершал Фридрих Август Штюлер. Торжественное открытие Синагоги состоялось в 1866 году в присутствии самого Отто фон Бисмарка, в то время министра-президента Пруссии. Сегодня же на этом месте находится здание, представляющее собой реконструкцию старого сооружения, сильно разрушенного до и во время Второй мировой войны и впоследствии снесенного.

Синагога Баал Шем Това в Меджибоже.

Была разрушена и снова возрождена

Синагога Бродского в Киеве (1897-1898)

Синагога была открыта 24 августа (5 сентября) 1898 года (к пятидесятилетию со дня рождения Бродского). Построена по проекту архитектора Георгия Шлейфера строительной конторой Льва Гинзбурга на деньги Бродского. В 1926 году синагогу закрыли. Здание многократно реконструировалось. После 1970-х годов был перестроен верхний этаж, а также пристроен фасад. 14 марта 2000 года состоялось торжественное открытие синагоги. В 2008 году синагога отпраздновала 110-летие.

Хоральная синагога в Харькове (1909-1913)

Величественное сооружение в модернизированном мавритаском стиле с романскими и готическими элементам. Сиагога была закрыта в 1923 г. В 1990 г. возвращкна еврейской общине, а в 2003 г. открыт после реставрации главный молитвенный зал.

Синагога Тель-Авивского университета

(Синагога Цимбалиста)

Разделена на 2 зала. Один зал, имеющий 150 мест предназначен для проведения различных культурных мероприятий, а во втором зале молятся. В центре этого зала расположен Арон Кодеш. Церемонии здесь проводятся для студентов, преподавателей или сотрудников университета.

Синагога в Херсоне.

До революции в Херсоне было 23 синагоги, здания некоторых из них уцелели, и в самом крупном теперь размещается планетарий. После обретения Независимости евреям вернули здание лишь одной синагоги на улице Горького .. Пришлось полностью отреставрировать старое здание, которому уже более 118 лет.

Храм Бет-Эль (Temple Beth-El) –

старейшая синагога во Флориде, построенная в стиле Арт-деко.

Синагога на улице Дохань . Будапешт.

Самая крупная синагога в Европе. Расположена в еврейском квартале Пешта, где и по сей день проживает много евреев, бережно хранящих свои традиции. Проект синагоги с двумя куполами-луковицами в псевдоисторическом мавританском стиле, призванном напомнить о ближневосточных корнях евреев, был создан венским архитектором Людвигом Фёрстером, создавшим до этого синагогу в Вене.

Жолковская Cинагога

памятник архитектуры, истории и культуры в городе Жолква.

Это одна из самым больших синагог в Европе, построена в 1698 г. При немецкой оккупации в июне 1941 г.синагога была подорвана, вследствие чего разрушились перекрытия и интерьер. В 1955-1956 гг. её частично восстановили и до начала 1990-х лет использовали как склад.

С инагога. Каунас.

Построена в 1872 году. Необарокко .

В 1902 году до Холокоста в Литве, в городе было около 25 синагог и молитвенных домов.

Московская Хоральная синагога.

Здание синагоги было построено в 1891—1906 гг. (архитекторы С.С. Эйбущиц и Р.И. Клейн). Хоральная синагога продолжала действовать и после Октябрьской революции. При Хоральной синагоге находится Главный раввинат, работает духовное училище (ешива).

Самарская хоральная синагога

памятник архитектуры федерального значения.

Строительство самарской хоральной синагоги напрямую было связанно с ростом еврейского населения в городе. Развивающуюся диаспору уже перестали устраивать два имеющихся в городе молитвенных дома, поэтому по ходатайству евреев в 1903 году был заложен фундамент будущего здания. Автором проекта стал архитектор Зельман Клейнерман. В 1908 году строительство было завершено.

Синагога Рамбан

является древнейшей синагогой Иерусалима. Согласно распространенному мнению ее основал знаменитый раввин Моше Бен Нахман (Рамбан), живший в период с 1194 по 1270 год. Реконструкционные работы в этой синагоге были проведены лишь в 1967 году. В восточной части синагоги созданы два хранилища для священных свитков. В настоящее время синагога Рамбана действует, ее посещают местные жители.

Синагога Хурва

расположена в Иерусалиме, в Еврейском квартале Старого города, на одноименной площади. В течение долгого времени она известна как основная ашкеназийская синагога Иерусалима. Слово Хурва означает «развалины» и история Синагоги Хурва, соответствует этому названию.

Синагога Хурва была построена в неовизантийском стиле и стала центром ортодоксального направления прушим.

В XVIII в. в Иерусалим прибыли переселенцы — ортодоксальные евреи из Польши, которыми руководил раввин Иехуда ха-Хасид. Переселенцев поддерживали еврейские общины Европы. Неожиданно через пять дней после прибытия в Иерусалим Иехуда ха-Хасид умер, что привело к значительному сокращению пожертвований. Тем не менее началось строительство синагоги, но у общины не хватило денег, чтобы расплатиться с кредиторами-арабами, и те в порыве гнева сожгли синагогу.

Спустя 150 лет, в 1857 г., когда ашкеназийская община разрослась, было решено заново отстроить центральную синагогу на месте разрушенной. Из-за постоянного недостатка средств работы были завершены лишь к 1864 г.

Она простояла до 1948 г. Во время Войны за независимость в районе Синагоги Хурва шли ожесточенные бои между арабскими и еврейскими отрядами, и синагога была вновь разрушена.

После Шестидневной войны 1967 г. было решено восстановить только арку главного фасада синагоги, а строительство начать после тщательной подготовки.

15 марта 2010 г. синагога Хурва была восстановлена.

Ссылка на основную публикацию